Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; молено провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками. Мы предлагаем провести соревнование в форме КВНа.
Дети объединяются в две или три команды с названиями «Буквари», «Словари», «Алфавит», «Словеса», «Книжники». В качестве девиза учитель помогает детям выбрать пословицу, молено предложить следующие: Пословица недаром молвится: Пословица ведётся, словно веником метётся; Пословица - всем делам помощница. Или такие: Не копьём побивают, а умом; Глупый киснет, а умный промыслит; И сила уму уступает.
Название команды надо защитить, например, такими стихами:
Зовём команду «Буквари»,
Нет зависти и грусти.
И кто бы что ни говорил.
Победу не упустим.
Из букв команда состоит,
И всё нам интересно.
Названье наше -«Алфавит»,
Сражаться будем честно!
Вот команда «Словеса»,
Все- собрались вместе.
Мы покажем чудеса
Храбрости и чести.
Мы находчивыми будем.
«Книжники» - толковые.
Посмеяться тоже любим,
Все, как один, весёлые.
Можно считать это и представлением команд.
Затем дается клятва кавээнщика. Председатель жюри говорит слова клятвы, а ребята хором повторяют: «Клянёмся!»
Мы в КВН пришли играть,
Игры достойными мы стать
Клянёмся!
Жюри клянёмся уважать,
Соперников не обижать
Клянёмся!
И только честно победить,
Не плутовать и не ловчить
Клянёмся!
Друзей в беде не оставлять,
И всем на свете помогать
Клянёмся!
Весёлыми клянёмся быть,
Над всеми бедами шутить
Клянёмся!
Класс к проведению КВНа можно оформить. На доске написать: Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Чтобы создать у детей праздничное настроение, можно написать на цветных листах, красиво оформив, следующие пословицы: Встарь люди бывши умней, а ныне веселен: Веселому жить хочется, помирать неможется: Сердце веселится и лицо цветет;Кто в радости живёт, того кручина не берёт и др. Можно украсить класс детскими рисунками-иллюстрациями к пословицам, сделать небольшую выставку книг, сборников пословиц и поговорок.
Разминка
1. Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
2. Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письма.)
3. Чем отличаются пословицы от поговорок? (Пословица - это изречение, народная мудрость, а поговорка - просто меткое слово.)
4. Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели, например, В. И. Даль.)
5. О чем пословицы и поговорки? (О добре и зле, о правде и лжи, об уме и глупости, о дружбе. Родине, о жизни человека и т.д.)
6. Почему вам нравятся пословицы и поговорки? (Они умные, стадные, красивые.)
7. У каких народов бывают пословицы и поговорки? (У всех народов.)
8. Одинаковые или разные пословицы у народов? (И одинаковые, посмыслу, и разные, по словам.)
Последние два вопроса есть смысл предлагать тем ученикам, которые на уроках знакомились с пословицами разных народов, сопоставляли их.
Домашнее задание
Командам можно на дом предложить задание «Покажи пословицу».
Участники одной из команд смотрят и угадывают, какую пословицу изображают соперники. Например: Крепкую дружбу топором не разрубишь. Дети делают бумажный топор. Двое стоят и держатся за руки, а третий «рубит» топором по рукам, но друзья показывают, что топор им не страшен. Сытый голодного не уразумеет - один член команды жадно ест, а другой ходит вокруг и жалобно на него смотрит. Первый, наевшись, поглаживает живот, разводит руками, пожимает плечами, всячески показывая, что не понимает, что от него хотят. Можно предложить ребятал1 разыграть и более сложную композицию или сценку. Ученье - свет, неученье - тьма -один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу умножения или стихотворение, другой держит над ним солнце. Лентяй спит, а за ним ученик держит черную бумагу и накрывает ею лентяя. Оцениваются артистичность, понятность показа, изобретательность. Перепутаница
Ведущий говорит: «К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и он быстро их выучил, но они почему-то перепутались. Помогите человеку, назовите пословицы правильно». Оцениваются скорость и правильность.
1. Что с возу упало, того не вырубишь топором.
2. Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.
3. Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
Шифровки
Ведущий: «С перепутаницами вы справились, молодцы. А теперь задача потрудней. У меня настоящие шифровки. Вы догадались, что в них зашифровано? Конечно, кто-то очень не хочет, чтобы мы знали пословицы и поговорки. Вы должны, во-первых, расшифровать пословицу, а во-вторых, рассказать нам, кто же это нам мешает.
Чтобы зашифровать пословицу, вставьте после каждого слога две буквы (для каждой команды разные), пословицы тоже должны быть разными. Например, слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке - неке пойкемакеешьке (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь). Нечу спечу-шичу ячузычукомчу, точурочуписьчу дечуломчу (Не спеши языком, торопись делом) и др.».
Ведущий вызывает ребят, которые умеют очень красиво писать на доске. Но пишут они с завязанными глазами. Для этого конкурса выбирается короткая пословица: Ум хорошо, а два лучше: Делу - время, помехе - час: Ученье - свет, неученье - тьма и др. Оцениваются ровность и красота написания пословицы.
Конкурс «Кто больше?»
Ведущий предлагает командам по очереди называть пословицы, неповторяясь. Выигрывает тот, кто больше назовет пословиц, т.е. останется последним. .
Вывешиваются плакатики с квадратиками (или они могут быть нарисованы на доске). Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5-6 букв, а потом отгадать всю пословицу.
/. Язык до Киева доведёт.
2. Ленивому Микишке всё не до книжки.
3. Повторенье - мать ученья.
4. Конкурс капитанов
Ведущий выдает капитанам конверты со словами « начальной форме, из них надо сложить пословицу, изменив соответственно слова.
1. Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца. (Молодец против овец, а против молодца сам овца.)
2. Язык, язык, мёд. лёд. на, под. (На языке мёд. а под языком лёд.)
3. Кто, тот, обжечься, молоко, дуть. вода, на, на. и. (Кто на молокеобжёгся, тот и на воду дует.)
Пока капитаны складывают пословицы, можно провести «Конкурс болельщиков». Ведущий предлагает вспомнить все пословицы и поговорки с числительными один и семь. Выигрывает тот, кто назовет больше.
Один в поле не воин; Семеро с ложкой, один с сошкой; Семь раз отмерь, один раз отрежь:
Один за всех и все за одного; Одна пчела много мёду не натаскает; Подчас и один стоит семерых; Одной рукой и узла не завяжешь; Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет: Семь бед, один ответ. Если ребята будут затрудняться, а капитаны еще не справятся с заданием, ведущий может подсказать первую часть пословицы, чтобы дети отгадывали вторую. Важно, чтобы во время мероприятия запас пословиц у учеников пополнялся
После конкурса болельщиков проверяется задание для капитанов. Можно предложить им еще один конкурс «Угадай».
Ведущий дает капитанам по конверту. Они наугад вынимают из конвертов слова и громко читают их. Противник должен вспомнить пословицу с этим словом. С подготовленными детьми можно брать любое слово, а со слабыми - лучше первое. /. Любишь, горбатого, дарёному, жизнь.
Любишь кататься, люби и саночки возить. Горбатого могила исправит. Дарёному коню в зубы не смотрят. Жизнь прожить — не поле перейти.
2. Мал, Москва, не было бы, не в свои. Мал золотник, да дорог. Москва слезам не верит. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не в свои сани не садись.
3. Овчинка, первый, подальше, рыбак. Овчинка выделки не стоит. Первый блин всегда комом. Подальше положишь, поближе возьмёшь.
Рыбак рыбака -видит издалека.
После этого можно подвести итоги и наградить победителей.