Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; молено провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками. Мы предлагаем провести соревнование в форме КВНа.

Дети объединяются в две или три команды с названиями «Буквари», «Словари», «Алфавит», «Словеса», «Книжники». В качестве девиза учитель помогает детям выбрать пословицу, молено предложить следующие: Пословица недаром молвится: Пословица ведётся, словно веником метётся; Пословица - всем делам помощница. Или такие: Не копьём побивают, а умом; Глупый киснет, а умный промыслит; И сила уму уступает.

Название команды надо защитить, например, такими стихами:

Зовём команду «Буквари»,

 Нет зависти и грусти.

И кто бы что ни говорил.

Победу не упустим.

Из букв команда состоит,

 И всё нам интересно.

Названье наше -«Алфавит»,

Сражаться будем честно!

 

Вот команда «Словеса»,

Все- собрались вместе.

Мы покажем чудеса

Храбрости и чести.

 

Мы находчивыми будем.

«Книжники» - толковые.

Посмеяться тоже любим,

Все, как один, весёлые.

 

Можно считать это и представлением команд.

Затем дается клятва кавээнщика. Председатель жюри говорит слова клятвы, а ребята хором повторяют: «Клянёмся!»

Мы в КВН пришли играть,

Игры достойными мы стать

Клянёмся!

Жюри клянёмся уважать,

Соперников не обижать

Клянёмся!

И только честно победить,

Не плутовать и не ловчить

Клянёмся!

Друзей в беде не оставлять,

И всем на свете помогать

Клянёмся!

Весёлыми клянёмся быть,

 Над всеми бедами шутить

Клянёмся!

Класс к проведению КВНа можно оформить. На доске написать: Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Чтобы создать у детей праздничное настроение, можно написать на цветных листах, красиво оформив, следующие пословицы: Встарь люди бывши умней, а ныне веселен: Веселому жить хочется, помирать неможется: Сердце веселится и лицо цветет;Кто в радости живёт, того кручина не берёт и др. Можно украсить класс детскими рисунками-иллюстрациями к пословицам, сделать не­большую выставку книг, сборников пословиц и поговорок.

Разминка

1.  Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)

2.  Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письма.)

3.  Чем отличаются пословицы от поговорок? (Пословица - это изречение, народная мудрость, а поговорка - просто меткое слово.)

4.  Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели, например, В. И. Даль.)

5.  О чем пословицы и поговорки? (О добре и зле, о правде и лжи, об уме и глупости, о дружбе. Родине, о жизни человека и т.д.)

6.  Почему вам нравятся пословицы и поговорки? (Они умные, стадные, красивые.)

7.  У каких народов бывают пословицы и поговорки? (У всех народов.)

8.   Одинаковые или разные пословицы у народов? (И одинаковые, посмыслу, и разные, по словам.)

Последние два вопроса есть смысл предлагать тем ученикам, которые на уроках знакомились с пословицами разных народов, сопоставляли их.

Домашнее задание

Командам можно на дом предложить задание «Покажи пословицу».

Участники одной из команд смотрят и угадывают, какую пословицу изображают соперники. Например: Крепкую дружбу топором не разрубишь. Дети делают бумажный топор. Двое стоят и держатся за руки, а третий «рубит» топором по рукам, но друзья показывают, что топор им не страшен. Сытый голодного не уразумеет - один член команды жадно ест, а другой ходит вокруг и жалобно на него смотрит. Первый, наевшись, поглаживает живот, разводит руками, пожимает плечами, всячески показывая, что не понимает, что от него хотят. Можно предложить ребятал1 разыграть и более сложную композицию или сценку. Ученье - свет, неученье - тьма -один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу умножения или стихотворе­ние, другой держит над ним солнце. Лентяй спит, а за ним ученик держит черную бумагу и накрывает ею лентяя. Оцениваются артистич­ность, понятность показа, изобретательность. Перепутаница

Ведущий говорит: «К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и он быстро их выучил, но они почему-то перепутались. Помогите человеку, назовите пословицы правильно». Оцениваются скорость и правильность.

1.  Что с возу упало, того не вырубишь топором.

2. Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.

3. Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

Шифровки

Ведущий: «С перепутаницами вы справились, молодцы. А теперь задача потрудней. У меня настоящие шифровки. Вы догадались, что в них зашифровано? Конечно, кто-то очень не хочет, чтобы мы знали пословицы и поговорки. Вы должны, во-первых, расшифровать пословицу, а во-вторых, рассказать нам, кто же это нам мешает.

Чтобы зашифровать пословицу, вставьте после каждого слога две буквы (для каждой команды разные), пословицы тоже должны быть раз­ными. Например, слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке - неке пойкемакеешьке (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь). Нечу спечу-шичу ячузычукомчу, точурочуписьчу дечуломчу (Не спеши языком, торопись делом) и др.».

Ведущий вызывает ребят, которые умеют очень красиво писать на доске. Но пишут они с завязанными глазами. Для этого конкурса выбирается короткая пословица: Ум хорошо, а два лучше: Делу - время, помехе - час: Ученье - свет, неученье - тьма и др. Оцениваются ровность и красота написания пословицы.

Конкурс «Кто больше?»

Ведущий предлагает командам по очереди называть пословицы, неповторяясь. Выигрывает тот, кто больше назовет пословиц, т.е. останется последним.                       .

Вывешиваются плакатики с квадратиками (или они могут быть нарисованы на доске). Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5-6 букв, а потом отгадать всю пословицу.

/. Язык до Киева доведёт.

2.  Ленивому Микишке всё не до книжки.

3.  Повторенье - мать ученья.

4.  Конкурс капитанов

Ведущий выдает капитанам конверты со словами « начальной форме, из них надо сложить пословицу, изменив соответственно слова.

1. Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца. (Молодец против овец, а против молодца сам овца.)

2. Язык, язык, мёд. лёд. на, под. (На языке мёд. а под языком лёд.)

3. Кто, тот, обжечься, молоко, дуть. вода, на, на. и. (Кто на молокеобжёгся, тот и на воду дует.)

 

Пока капитаны складывают пословицы, можно провести «Конкурс болельщиков». Ведущий предлагает вспомнить все пословицы и поговорки с числительными один и семь. Выигрывает тот, кто назовет больше.

Один в поле не воин; Семеро с ложкой, один с сошкой; Семь раз отмерь, один раз отрежь:

 


Один за всех и все за одного; Одна пчела много мёду не натаскает; Подчас и один стоит семерых; Одной рукой и узла не завяжешь; Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет: Семь бед, один ответ. Если ребята будут затрудняться, а капитаны еще не справятся с заданием, ведущий может подсказать первую часть пословицы, чтобы дети отгадывали вторую. Важно, чтобы во время мероприятия запас пословиц у учеников пополнялся

После конкурса болельщиков проверяется задание для капитанов. Можно предложить им еще один конкурс «Угадай».

Ведущий дает капитанам по конверту.  Они наугад вынимают из конвертов слова и громко читают их. Противник должен вспомнить по­словицу с этим словом. С подготовленными детьми можно брать любое слово, а со слабыми - лучше первое. /. Любишь, горбатого, дарёному, жизнь.

Любишь кататься, люби и саночки возить. Горбатого могила исправит. Дарёному коню в зубы не смотрят. Жизнь прожить — не поле перейти.

2. Мал, Москва, не было бы, не в свои. Мал золотник, да дорог. Москва слезам не верит. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не в свои сани не садись.

3.   Овчинка, первый, подальше, рыбак. Овчинка выделки не стоит. Первый блин всегда комом. Подальше положишь, поближе возьмёшь.
Рыбак рыбака -видит издалека.

После этого можно подвести итоги и наградить победителей.