При выПолнении анализа слов важно Помнить, чем различаются звуки и буквы. звуки мы Произносим и слышим, а буквы мы видим и Пишем.
в русском языке 43 основных звука ( 6 гласных и 36 согласных), а число букв 33. разница в количественном составе основных звуков и букв оПределяется особенностями русского Письма.
буквы русского алфавита:
аа – «а», бб – «бэ», вв – «вэ», гг – «гэ», дд – «дэ», ее – «е», ЁЁ – «Ё», жж – «жэ», зз – «зэ», ии – «и», ЙЙ – «Й», кк – «ка», лл – «эль», мм – «эм», нн – «эн», оо – «о», ПП – «Пэ», рр – «эр», сс – «эс», тт – «тэ», уу – «у», фф – «эф», хх – «ха», цц – «цэ», чч – «че», шш – «ша», ЩЩ – «Ща», ъ – «твердыЙ знак», ыы – «ы», ь – «мягкиЙ знак», ээ – «э», юю – «ю», яя – «я».
русскиЙ алфавит называют кириллицеЙ или кириллическим.в русском языке суЩествуют гласные и согласные буквы. их название зависит от Произношения тех звуков, которые они обозначают.
чтобы отличить При изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. наПример, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] , [л] и т.д
гласные звуки — это звуки, которые образуются При участии голоса. При их Произношении воздух Проходит свободно и не встречает Преграды. в русском языке шесть гласных звуков: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] ( букв 10).
буквы а, о ,у ,и ,ы, э – обозначают 1 звук.
буквы я, е, Ё, ю – Йотированные, они могут обозначать 2 звука: я – [Й`а], е – [Й`э], Ё – [Й`о], ю – [Й`у]. эти буквы выПолняют две функции:
1) После согласного они сигнализируют о том, что ПредшествуюЩая согласная буква обозначает мягкиЙ согласныЙ звук: мяч [м`ач`], люк [л`ук];
2) обозначают два звука, наПример:
1. После гласных: жуЁт [жу Й`от]
2. После разделительных ъ и ь: колья [кол`Й`а]
3. в начале слова: ель [Й`эл`].
буква э Пишется в начале слова и После гласных (эта, аэродром). в звуковоЙ схеме мы обозначаем гласные буквы красным цветом.
гласные звуки могут быть ударными и безударными. важно Помнить Правило: «сколько в слове гласных- столько и слогов». в словах, где только один гласныЙ звук, мы не обозначаем ударение в звуко - слоговая схеме, так как ударение всегда Падает только на гласныЙ.
согласные звуки — это звуки, которые образуются При участии голоса и шума или только шума . При их Произношении воздух встречает Преграду, которая образуется нижнеЙ губоЙ или языком При их сближении или смыкании с верхнеЙ губоЙ, зубами или нЁбом. звуков -34, букв- 21. это объясняется тем, что в русском языке твЁрдыЙ и мягкиЙ звук обозначается одноЙ и тоЙ же буквоЙ.
ср.: сэр [сэ?р] и сер [с’э?р].
согласные звуки могут быть Парными По твЁрдости-мягкости и глухости -звонкости, но не все имеют Пару.
твЁрдыми и мягкие звуки: [б]- [б`], [в]- [в`], [г]- [г`], [з]- [з`], [к]- [к`], [л]- [л`], [м]- [м`], [н]- [н`], [П]- [П`], [р]- [р`], [с]- [с`], [т]- [т`], [ф]- [ф`], [х]- [х`].
звуки [ж, ш, ц ]- всегда твЁрдые. звуки [ч`, Щ`, Й` ]- всегда мягкие.
твЁрдые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зелЁным.
Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б]- [П], [в]- [ф], [г]- [к], [ж]- [ш], [д]- [т], [з]- [с].
звуки [н, м, р, л, Й]- неПарные звонкие.
звуки [ч, Щ, ц, х]- неПарные глухие.
такие звуки, как [н, м, р, л], мы еЩЁ называем сонорными , а звуки [ж, ч, ш, Щ]- шиПяЩими (из-за особенностеЙ их Произношения).
важно Помнить, что если ребЁнок не знает еЩЁ всех букв русского алфавита, он должен уметь составлять звуко – слоговую схему. как это сделать? вот Пример.
звуко - слоговоЙ разбор слова анюта.
ребЁнок Произносит слово анюта, оПределяя количество слогов в слове и место ударения.
-сколько слогов в слове? (два)
- какоЙ слог ударныЙ? какоЙ По счЁту?
- какоЙ ПервыЙ слог ? (а)
- из скольких звуков он состоит? (1)
- Произнеси слово так, чтоб был слышен ПервыЙ звук.
ребЁнок Произносит слово анюта выделяя ПервыЙ звук:
ааанюта. ПервыЙ звук [а]
- он гласныЙ или согласныЙ? Почему?
(этот звук не встречает никаких Преград во рту. легко и свободно Произносится — [ааа]).
- какоЙ фишкоЙ (цветом) его обозначим?(красноЙ).
- какоЙ второЙ слог? (ню). что из себя Представляет слог ню? (слияние).
- Произнеси слово так, чтоб был слышен второЙ звук.
- а[н’н’]юта. второЙ звук — [н’].
- какоЙ это звук?( мягкиЙ согласныЙ)
- каким цветом мы его обозначим? (зелЁным)
- какоЙ третиЙ звук.
- ан[ууу]та, третиЙ звук [у], это гласныЙ, обозначаем его красным цветом.
(ученик рисует нужную схему слога-слияния)
- какоЙ третиЙ слог? (та)?
- является ли он слиянием? Почему?
- какоЙ ПервыЙ звук в слоге??
(аню[т]а. четвертыЙ звук [т] — это твердыЙ согласныЙ, обозначим синим цветом).
учитель. какая у него мягкая Пара?
ученик. звук [т’].
ребенок Произносит имя анют[аа], выделяет голосом ПоследниЙ звук в слове, называет его — [а], доказывает, что это гласныЙ звук и обозначает его красным цветом.
- ПрочитаЙ все слово. если ребЁнок уже знаком с некоторыми буквами, то можно Проговаривать, какоЙ буквоЙ он обозначит ПроизносимыЙ звук.
селецкая в.с.
интернет-ресурсы:
· Http://www.genOn.ru/getanswer.aspx?qid=dbe97994-5F1a-472a-8e32-03e278FC493C
· Http://www.liCey.net/russian/pHOnetiCs/1_5
· Http://www.gramOta.ru/bOOk/litnevskaya.pHp?part1.Htm#5
· Http://Otvet.mail.ru/questiOn/84473304