«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                                           В.А.Сухомлинский

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, по- новому осмыслить, но доступ к ним  «за семью замками». Арт-терапия - это ключик, позволяющий открывать эти замки.

Арт-терапия представляет собой методику коррекции  при помощи художественного творчества.

Художественное творчество оказывает благотворное влияние на здоровье, а терапевтические техники и упражнения обладают диагностическим, лечебным, коррекционным, развивающим потенциалом . Использование арт – терапевтического метода в педагогической профессиональной практике создает необходимые и достаточно органичные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности. Также актуально применение арт – терапии в качестве эффективного средства психологического и психотерапевтического воздействия на детей и подростков с различными отклонениями.

Разнообразные техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем.

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.

Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение, улучшить  настроение.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Существуют различные модели арт-терапии.

u Анимационная терапия

u Артсинтезтерапия

 

u Библиотерапия

u Видеотерапия

u Драматерапия

u Игротерапия

u Изотерапия

u Маскотерапия

u Музыкотерапия

u Оригами

u Песочная терапия

u Работа с глиной

u Сказкотерапия

u Цветотерапия

u Фототерапия

Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие как  живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

В последние годы арт- терапия приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую.

Младшие школьники с ОВЗ VII вида  характеризуются:

быстрой утомляемостью;

O неустойчивым вниманием;

O слабо развитым пространственным представлением и воображением;

O недостаточным уровнем развития мускулатуры пальцев  рук;

O координации движения;

O мелкой моторики;

O недостаточным уровнем развития учебной мотивации и познавательной активности;

O ограниченным запасом знаний об окружающей действительности;

O  сниженным уровенем аналитико-синтетической деятельности.

 

Решение проблем учащихся с ОВЗ возможно  на уроках изобразительной деятельности, в том числе с использованием элементов арт-терапии, а именно изотерапии и цветотерапии.

 

ЦВЕТОТЕРАПИЯ – это метод лечения цветом. Цветотерапия стимулирует воображение и пробуждает внутреннюю способность работать с цветом на интуитивном уровне. Цвет оказывает огромное влияние на человека, независимо от того, обращаем мы на него внимание или нет. В основе лечения цветом лежит принцип введения дополнительной «дозы» того цвета, которого нашему организму не хватает, и создания полного равновесия. Цвет и рисунок являются лучшим лекарством для души человека любого возраста. Нередко выбор цвета говорит о внутреннем состоянии ребенка. Если дети часто выбирают тёмные цвета,  лучше проконсультироваться с психологом.

ИЗОТЕРАПИЯ – терапия изобразительным творчеством,  рисованием.

Рисование способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта.  Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится ощущать окружающие предметы, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

·       краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

·       бумага для рисования разных форм и оттенков, картон;

·       кисти разных размеров;

·       губки для закрашивания больших пространств и многое другое.

 

На протяжении всех занятий постоянно закрепляется алгоритм выполнения задания: с чего начать, как лучше выполнить ту или иную технологическую операцию.

1.Техника «штриховка»

На этом уроке дети работают в технике «Штриховка».Эта техника используется в коррекции неврологических проблем нервной системы, концентрации внимания.

2.Техника «пуантилизм»

 Она  очень близка к технике «штриховка». Пуантилизм - это направление в живописи, когда все богатство палитры красок передается чистыми, несмешанными красками. Таким образом, чтоб создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками. Она способствует, улучшает и корректирует мозговую деятельность. Здесь также  присутствует цветотерапия.  Работа с цветом даёт хорошее настроение и хорошие эмоции.

3.Техника «рисование пальчиком» - пальчиковая гимнастика и хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Таким образом  развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышц  рук. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Ребёнок получает новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования. Он передает свои чувства и ощущения на бумагу в виде рисунка различной цветовой гаммы.  В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность.

4.Техника  «фактура»  

В изобразительном искусстве фактура - это своеобразие художественной техники, характер поверхности художественного произведения,  обладающий неограниченными возможностями для создания различных эффектов.  Также под фактурой понимают декоративно-прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, «фактура дерева». При работе  в технике «фактура» происходит  переключение с одного на другое, развивается мелкая моторика, внимание, усидчивость

5.Техника «рисование мелом»

Мел – это  экологически чистый материал природного происхождения.

Рисование мелками — своеобразный вид творчества. Дети обычно с увлечением создавают рисунки не только на гладком асфальте, но и на листе бумаги. Чтобы рисовать, ребенок должен овладеть некоторыми приемами, приложить умственные и физические усилия .

6.Техника « Кляксография»

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Средство выразительности: пятно. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение, творческие фантазии, индивидуальность.  Любое цветовое решение позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.

7.Техника « Монотипия»

Монотипия - вид печатной графики. Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке.  Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие, пространственное ориентировка на листе бумаги, зрительное восприятие, глазомер, усидчивость, наблюдательность. Использование данной техники  позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


8. Техника «Рисование губкой»

Это необычная техника рисования. Идёт большая работа с цветом.  Развивается мелкая моторика, тактильное восприятие. Можно использовать обычные хозяйственные губки. В зависимости от размера губки можно получить большие или маленькие отпечатки. Губкой легко закрасить большие поверхности. Можно использовать готовые трафареты, а можно вырезать самим.

Проведение занятий с использованием элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства  способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел,  побуждает к творческим поискам и решениям,  учит работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, ритма,  колорита,.цветовосприятия.  Арт-терапия помогает развивать чувство фактурности и объёмности,  мелкую моторику рук,   творческие способности, воображение и  полёт.фантазии.   Во время работы дети получают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно поэтому арт – терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.