Советы родителям
Урок русского языка в 1 классе по программе «Школа России»
Система работы по развитию навыков словесного чтения
«Создание комфортной среды при обучении детей в начальной школе!»
Здоровье, актуальная тема для разговоров во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные мотивации. Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является приоритетным направлением в нашей работе. С этой целью на уроках необходимо применять здоровьесберегающие технологии без которых современный урок теряет свою силу.
Для детей с Ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ) здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражение учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. В своей работе я уделяю большое внимание психологическому здоровью детей, т.е. состоянию душевного благополучия, характеризующемуся отсутствием болезненных психических проявлений. Это состояние обеспечивает регуляцию, адекватную окружающим условием поведения и деятельности человека.
Кризисное явление в обществе привели к изменению мотивации деятельности учащихся, к снижению их творческой активности, замедлению их физического и психического развития, к отклонениям в их социальном поведении. В наше время целью каждого педагога должно быть сохранение и укрепление здоровья учащихся. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка. При нарушении психологического здоровья, нарушается развитие человека. Растет число детей с общим уровнем психического развития ниже нормы, с нарушением в общении, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением. Заметно снижение познавательной активности и учебной мотивации учащихся. В связи с этим возникла необходимость активно использовать здоровьесберегающие технологии, цель которых охрана здоровья учащихся.
На уроках кроме образовательных целей, необходимо – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, оптимистичная вера в них, положительное стимулирование, терпимость к детским особенностям, демократизация отношений – право ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие высокого уровня психологического здоровья.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим компонентам, так как их внедрение в учебный процесс позволяет добиться положительных изменений состояние здоровья школьников.
Из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранение неподвижного положения тела в течение всего урока. Необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физическую потребность в движении, способствовать развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности.
Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на охрану и укрепление физического здоровья школьников, но и на сохранение духовного здоровья школьников. Необходимо с детства учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Ведь только человек, живущий в гармонии с собой и с окружающим миром, будет действительно здоров. Все ЗС технологии предполагают ЗС действия. Одной из самых важных ЗС действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога –важный момент ЗС технологий. Содержание урока желательно наполнять сказочными сюжетами и персонажами, использовать при обучении такие виды деятельности, как изобразительную, театрализованную.
На уроках дети не только читают, но и пишут. Всем известно все глубинные процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений отстает, то задерживается речевое развитие. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение. Для снятия мышечного утомления с пальцев при письме я использую пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры, а для развития мелкой мускулатуры кистей рук, можно проводить небольшой массаж пальцев.
Одним из самых популярных и полезных динамических пауз являются двигательно – речевые паузы приводят к улучшению общего состояния, так как они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают усталость, развивают слуховое восприятие детей. Оздоровительные паузы – это часть системы использования ЗС компонентов в школе, они положительно влияют на аналитико – синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Если класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости, то нужно предложить детям произнести что-нибудь хором: стихотворение, скороговорку, спеть песню.
Для создания ЗС среды в классе и реализации творческих задач применяю инновационные технологии: проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение, игровые, коммуникативные и проектно – исследовательские технологии. Учитывать чередование и смену видов деятельности в соответствии с требованиями ЗС технологий. Стараться создать благоприятные условия для обучения детей на каждом уроке. Это снижает напряжённость в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока. По цветам, которые использует ребенок, можно определить его настроение, состояние как физическое, так и эмоциональное. Смена ролей и действий способствует раскрытию личных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. Этому способствует различные упражнения для релаксации.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, танцы, игры, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, инсценированние небольших сказок. При обучении полезно включать в урок минутку отдыха с использованием различного вида движений, песен, танцев, стихотворений. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. Танцевальные музыкальные паузы делают урок насыщеннее и интереснее, повышают эмоциональное состояние учащихся. В минуты отдыха дети очень любят петь. Пение является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ученика. Песни дают возможность расслабиться, это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету, также способствует развитию координации, непринуждённости и эмоциональности движений. Просмотр мультфильмов также стимулирует интерес учащихся к уроку. Настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.
При обучении в начальной школе большое значение имеет игра. Игра – окно в душу ребенка. В игре он раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Игры способствуют отдыху вызывают положительные эмоции. Ролевые игры дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся нравятся ролевые игры: «Больница», «Ну, погоди!», «Репортер», «Кто это?» и так далее. Так как во время игры они забывают о своем психологическом дискомфорте.
Важными средствами создания благоприятного микроклимата являются: шутки, похвала ученика. Надо стараться, чтобы каждый урок проходил в хорошем настроении, чтобы дети улыбались и смеялись, так как смех – вечный целитель эмоционального здоровья, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье детей.
Изложенный выше материал показывает, что внедрение в обучение ЗС технологии ведет к улучшению психологического климата в детском коллективе. Внедрение в практику работы приемов ЗС технологий позволяет сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
Литература.
Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях/ М., 1983.
Гоникман Э.И. Как вытащить себя из стресса/ М., 1996.
Журавлёва Е.Л. Целительные пальчики/ Кемерово, 1996.
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе/ М., 2003.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ М., 2004.
Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся/ Завуч начальной школы № 1, 2004.
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолениюперегрузки учащихся/ М., 2008.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников/ М., 1999.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ М., 2002.