Психокоррекция в потоке жизни

с помощью изобразительного искусства

Из опыта работы учителя рисования и труда начальных классов

«Не передавайте человеку знание,

но старайтесь, чтобы он получил способность

сам доходить до него, - вот крайний

предел педагогики во всех степенях учения…»

В.Ф.Одоевский

Изменения социума и технический прогресс, которые, особенно за последние 10 лет, колоссальным образом повлияли на формирование мировосприятия и психотип нового поколения детей, подталкивают учителя к переосмыслению опыта педагогической деятельности. Обобщая опыт, мы сталкиваемся с невозможностью преподавания прежним способом - технический прогресс, который совершил рывок за последние годы, открыл новые возможности преподавания. Прежние разработки уроков и обоснования к ним устарели и не годятся для работы с детьми новой формации.


Возникает необходимость разобраться, какие они – новые дети, почему они такие, и как нам, учителям, с ними работать и общаться?


Современные дети, находясь ещё в утробе матери, начинают получать огромное количество информации. Уже с 1,5 лет родители стараются социализировать своих чад, а лет с 3-4-х начинается планомерное и активное посещение всевозможных занятий. Дети включаются в этот информационный поток, не успевая прочувствовать, проработать полученные знания, пропустить всё через себя, проиграть ситуации, и в первый класс приходят информированными, сумбурно чувствующими и инфантильными.

Именно в дошкольный период развиваются способы психической регуляции движений, способствующие правильной ориентации в мире. Один из способов – это способ символических действий, таких, как письмо, рисование, выразительные действия, передающие смысл. Л. С. Выготский считал генетически исходным в формировании знаковых систем жест. От него происходят первоначальные формы словесной речи, символическая игра и детский рисунок. Игру Л. С. Выготский рассматривал как сложную систему речи, которая тоже использует жесты. Рисование же считал символикой первой ступени (изображаются предметы, а не слова), "графической речью" ребенка. По его мнению, игра и рисунок составляют предысторию письменного знака.

Из вышесказанного следует, что в детском возрасте рисование можно рассматривать как концентрированное донесение информации. Также часто рисунок может заменить ребёнку то, что сказать сложно, например, необычные эмоции, для которых у ребёнка ещё нет слов. Дети до 5 лет в основном изображают то, что они знают или, что они пережили, двигаясь или трогая. Также рисование – это средство регуляции: рисуя, можно воздействовать на своё психическое состояние, средство эмоциональной разрядки способ выплеснуть эмоции. И раньше мы с уверенностью могли сказать, что дети до 5, а то и до 7 лет плохие рассказчики, им легче нарисовать, чем сказать. Вот тут мы подходим к сути проблемы. Дело в том, что сегодня многие дети дошкольного возраста очень рано хорошо и осмысленно начинают говорить, а иногда даже «болтать», просто копируя и отражая всё услышанное, порой, совершенно не понимая смысла произносимого. И тогда они начинают эмоционально осваивать мир через разговоры и болтовню. Этому также способствует технический прогресс: телевизоры, радио, магнитофоны, компьютеры, телефония, то, что присутствует сейчас в каждом доме в большом количестве. И ребёнок практически захлёбывается в звуках.

В современном мире у огромного количества детей даже не возникает желания и надобности в рисовании. И многие дети практически не рисуют. Эти дети, приходя на уроки, только входят в пространство белого листа, и начинают приобретать первые навыки рисования. И тот самый «золотой век рисования» с 3 до 5 лет, о котором говорят психологи и который должен завершиться к семилетнему возрасту, у некоторых только начинается. И только-только мы начинаем осознавать наши трудности и пытаемся справиться с ними, как возникают следующие. Дети вступили в новую фазу своего развития - стали учениками, и это поспособствовало активизации интеллектуальных процессов. Теперь у них уже появляется осмысленное отношение к своей деятельности, и начинаются следующие возрастные трудности. Ребята уже знают, как должно выглядеть в результате то, что они делают. А не получается – навыки-то ещё не освоены, не отработаны, руки ещё не слушаются! А как должно быть – знают, и хотят! Да ещё надо - быстро-быстро!!! А наша задача не только научить-обучить, рассказать-показать, а добиться того, чтобы они действительно начали получать удовольствие от процесса, и чтобы поняли и прочувствовали, что всегда можно и должно добиваться результата, уходя с уроков наполненными, удовлетворёнными и с работой в руках.

Таким образом, возникает колоссальное желание и необходимость, с одной стороны, обязательно подключать к преподавательской деятельности инновационные технологии, с другой стороны, - выстраивать и проводить уроки и занятия с элементами арт-терапии. Ведь наши уроки, одни из немногих в педагогическом процессе, которые непосредственно обращаются к чувствам, ощущениям, эмоциям, помогают разглядеть их, понять и выразить. А одно из важных свойств арт-терапии в том, что с помощью искусства можно преодолеть страхи и тревоги и выразить свои переживания в социально приемлемой форме. Термин "арт-терапия"(Art Therapy), как известно, был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов «арт-терапия» (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Метод не имеет ограничений и противопоказаний, и в современном мире арт-терапия используется не только практически во всех направлениях психотерапии, но также методами арт-терапии используют в педагогике, социальной работе и современном бизнесе.

Все виды арт-терапии - анимационная терапия, артсинтезтерапия, библиотерапия, видеотерапия, драматерапия, игротерапия, изотерапия, маскотерапия, музыкотерапия, оригами, песочная терапия, работа с глиной, сказкотерапия, цветотерапия, фототерапия - можно использовать на наших уроках, доставляя удовольствие, принося пользу, реализуя планы и решая многочисленные педагогические и личностные задачи!




Список литературы

  1. Выготский Л. «Психология искусства» Санкт-Петербург; изд. Азбука, 2000.

  2. Калинина Т. Альбом с кляксами: «Цветы и травы», «Большой лес», «Башня, растущая в небо», «Птицы, звери, комары и мухи».

Творческий Центр СФЕРА; изд. Речь; Санкт-Петербург, 2009.

  1. Керролл Л, Тоубер Д. «Дети индиго. Новые дети пришли» София, 2005.

  2. Леви В. «Новый нестандартный ребенок или как воспитывать родителей»; серия "Конкретная психология", изд-во «Торобоан»,  2012.

  3. Макарова Е. «Освободите слона» Изд. «Знание»; Москва, 1985

  4. Неменский Б. «Педагогика искусства» Москва; «Просвещение», 2007.

  5. Педагогика Рудольфа Штейнера «Воспитание к свободе» Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики Москва, 1993.

  6. Осорина М. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых »; СПб. Питер, 2011.