Система развивающего обучения Л.В. Занкова имеет статус государственной. Она основана на новой дидактике, принципы которой разработал Леонид Владимирович Занков. Цель системы — максимальная эффективность обучения для общего развития школьника. Богатое содержание образования и средства педагогической деятельности направлены на целостное развитие личности ребенка, его ума, воли, чувств, а не только на усвоение им знаний, умений, навыков. Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики.
В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Компоненты системы развивающего обучения: содержательный (чему учить), процессуальный (как учить), результативный (чему научили и научились), адаптационный (как помочь научиться). Программы всех учебных курсов, учебники, авторские методические пособия, варианты поурочного планирования, а также различные дополнительные пособия помогут вам и в осмыслении системы, и в каждодневной профессиональной деятельности.
УМК системы Л.В. Занкова включает в себя учебники по всем основным предметам:
- Обучение грамоте и чтению. Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Прописи. Нечаева Н.В.,
- Русский язык. Авторы: Полякова А.В. или Нечаева Н.В.
- Литературное чтение. Авторы: Свиридова В.Ю. или Лазарева В.А.
- Математика Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.(1 класс) и
Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. (2-4 класс).
- Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
- ИЗО. Автор: Ашикова С.Г.
- Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
- Музыка. Автор Ригина Г.С.
Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
Так как требования и потребности общества на современном этапе изменились, вместе с ними должны меняться и цели обучения в общеобразовательных школах, в том числе и в начальной школе. Теперь, исходя из условий современной жизни, задания формулируются так, чтобы побуждать детей к поисковой деятельности.
Все учебники составленные последователями Занкова созданы так, чтобы удивлять детей, а, следовательно, давать им импульс для успешного усвоения материала. Эмоциональный фактор играет важнейшую роль для обучения в начальной школе. Именно этот фактор способствует быстрому развитию интеллектуальных, нравственных и творческих способностей ребенка.
http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_zankova/kakie_znanija_umenija_i_navyki_poluchaet_rebenok_v_shkolax_zanko.html