Планирование  воспитательно-образовательной работы

ГПД 1 «г» класс (ОВЗ) ГБОУ № 36 Василеостровского района СПб

Тема проекта: «Санкт-Петербург – город рек и каналов»

Цель проекта: познакомить и систематизировать  знания  детей о главных реках и каналах  Санкт-Петербурга.

Форма итогового мероприятия Интегрированное занятие краеведение и экология: "Санкт-Петербург – город рек и каналов"

 

Дата проведения мероприятия: 18.11 по 22.11.2013 года

День недели, дата

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей  с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействия с родителями/социальными партнерами

1

2

3

4

5

Понедельник

18.11

Познание

Социализация

 

 

Беседа

Подвижная игра «По болоту Пётр шёл».

Оформление образовательной среды (ландшафты города, времена года,….)

Объявление на стенде о начале недели Санкт-Петербурга

Вторник

19.11

Чтение художественной литературы

Познание

Социализация

 

 

Чтение

Рассматривание иллюстраций с видами реки Невы и города

Загадки

Считалки

Разучивание песен

Внесение альбомов, видео и фото материалов

 

Среда

20.11

Художественное творчество

Социализация

Коммуникация

 

Дидактические игры

«Узнай по описанию»,

Аппликация

Цель:

Разучивание стихотворения о реках и каналах С-Пб

 

Атрибуты для игр

 

Четверг

21.11

Художественное творчество

Социализация

Познание

Коммуникация

Труд

Безопасность

 

Беседа.

Изготовление коллажа «Река Нева»

Подвижные игры

 

 

Познакомить родителей с коллажем «Река Нева»

 

Пятница

22.11

Познание

Социализация

Чтение художественной литературы

 

 

Итоговое интегрированное занятие краеведение и экология: "Санкт – Петербург – город рек и каналов"

 

 

 

 

 Интегрированное занятие краеведение и экология:

"Санкт-Петербург – город рек и каналов"

( 1 класс ОВЗ)

Цель занятия:

Привитие интереса к культуре и истории родного города.

Задачи:

·        Расширить, уточнить и систематизировать  знания  детей о главных реках и каналах  Санкт-Петербурга.

·        Познакомить с природным явлением – наводнением, раскрыть причины его возникновения на берегах Невы.

·        Обобщить знания детей о том , для чего людям нужны реки, и каналы, что находится на берегах городских рек, чем их украшают и укрепляют.

·        Обогатить и активизировать словарь за счет слов: река, озеро, наводнение, исток, устье, русло, приток, рукав, дельта, набережная, гранитные берега .

·        Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому, желание знать больше о родном городе.

·        Развивать память, мышление, устную речь детей.

·        Формировать умение работать с картой, схемой.

·        Оборудование:  карты и схемы рек и каналов СПб, ребусы, кроссворд, контурные карты, фломастеры, фотографии и иллюстрации по теме.

 Ход занятия:

I. Проверка ранее изученного материала по вопросам:

Каковы свойства воды?

Как происходит круговорот воды в природе?

Как образуются родники?

 

II. Знакомство с новым материалом (1 часть):

- Ребята, в каком городе нам с вами посчастливилось родиться и жить?

- А вы знаете, что каждый город имеет свое  неповторимое «лицо», свой характер, свойственную только ему атмосферу и настрой.

- Как вы думаете, чем  удивителен и неповторим наш с вами город -  Санкт-Петербург? Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда? Поче­му его не спутаешь ни с каким другим городом?

- Вы правы. Наш город необыкновенно, сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостепри­имен, необыкновенно талантлив и богат.

 - Если бы вы смогли подняться над Городом, то вы бы сразу увидели, какой он не­обыкновенный. Пока гуляешь по его улицам, то больше об­ращаешь внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаешь, что рядом плещется вода. С высоты же очень хорошо видно, что Санкт-Петербург в самом деле можно назвать городом рек и каналов: их в городе, пожа­луй, не меньше, чем улиц и проспектов ( показ карты – схемы см. приложение).

 

-   А как называется самая главная река нашего города?

- Правильно - это, конечно, Нева. Вспомните, часто наш город называют «городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят — «невские берега», «невские просторы»...

- А что означает слово Нева? Одни ученые полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят это название по-другому: «текущая среди мхов река».

- Давайте рассмотрим реку с высоты птичьего полета (карта – схема). Как вы думаете, рассматривая Неву с такой высоты, на что она вам кажется может быть похожа?

 

- Действительно  с высоты  Нева похожа на склоненное дерево: посмотрите ее русло - будто ствол, при­токи - ветки и сучки, дельта - крона.

- Перед занятием мы с вами вспомнили, как образуются родники. А куда же девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки.

- Посмотрите сколько притоков у Невы, это река Охта, Мга, Ижора, Тосна. Чем больше у реки притоков ,тем многоводнее река.

- Ребята, как вы думаете, можно Неву назвать многоводной рекой.

- Конечно, Нева – это крупная  река. Ее протяженность по течению - 74 км, по прямой - 45 км.

- Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье.

 

- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

- Очень много воды в реках весной. Почему?

- Как называется это явление природы?

- Кроме рек вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек? Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки.

- Давайте рассмотрим карту – схему и найдем Ладожское озеро. В него впадает много рек, а вытекает только одна – Нева, которая в свою очередь несет свои воды в Балтийское море.

(По мере объяснения, дети на контурных картах отмечают вместе с воспитателем новые понятия)  

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

 

- Но почему столько названий у главной реки: Большая и Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка! Чем отличается приток от протоки? Река от канала? Ответить на эти вопросы поможет карта-схема. Проследите, как распадается русло Невы: сначала уходит первый рукав — Невка, которая растекается на Большую, Среднюю и Ма­лую. А «главная» Нева, продолжая свой бег, разделяется на Большую Неву и Малую Неву, которые омывают остров. Все эти рукава образуют дельту Невы. А теперь проследите, чем отличается протока от притока. Фонтанка — протока — вытекает из Невы и снова в нее впадает. Невская вода как бы протекает по протоке. Охта — приток — имеет начало (исток) далеко за пределами Города, а потом впадает в Неву. Охта — одна из самых длинных рек Санкт-Петербурга. Фон­танка получила свое имя потому, что через нее шли трубы к фонтанам Летнего сада. Мойка раньше называлась Муйя-Мья — мутная.

- Пожалуй, ни в одном городе нет столько каналов, сколь­ко в нашем. А отличаются они от рек тем, что созданы рука­ми людей. Обводный канал «обводит» Город. Суда проходи­ли по этому каналу, минуя центр Санкт-Петербурга. А еще существовала когда-то в Городе река Кривуша, русло кото­рой петляло, изгибалось... Она брала свое начало в болотах. Люди спрямили и углубили часть русла реки, построили канал, соединивший Кривушу с Мойкой. И стали называть речку Екатерининским каналом в честь царицы Екатери­ны. А сейчас канал носит имя поэта А. Грибоедова.

- А сейчас, ребята, давайте отдохнем немного – будем разгадывать ребусы. (см. приложение)

 Знакомство с новым материалом (2 часть): рассматриваем иллюстрации, фотографии Невы, чтение стихотворений.

- Да, наша Нева — удивительная красавица! Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют ее воды, легкий туман парит над рекой... Днем быстрая рябь свинцовых волн разбивается о гранитные берега. В сумерках Нева пепельно-серая, загадочная.

Теплоходные прогулки по Неве — старинная городская традиция (обычай, передающийся от одного поколения к другому). Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий невский ветер, открывается перед их глазами прекрасная панорама:

                                                      ***

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся,

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами...

А. С. Пушкин

 

- Вы когда-нибудь бывали на теплоходной прогулке по Неве?

- Перечислите, что еще можно увидеть на Неве и на ее берегах.

-Для чего сделаны эти гранитные скамейки на набережных?

-Да, здесь могут отдохнуть пешеходы, полюбоваться красавицей Невой.  Чем еще украшены берега Невы? Что это за здания?/нарядные дворцы/

-Да, здесь раньше строили свои дома богатые, состоятельные люди  цари, вельможи,  помещики и богачи.

 

- Ребята, а ещё чем отличаются берега Невы от берегов лесных речушек, от деревенских речек?

- Нева "одета" в гранит, так говорят о нашей Неве.

- Дети, а ведь не всегда у Невы были такие красивые берега. Когда-то эти берега были низкие, песчаные и даже болотистые. Весной, когда с Финского залива дул сильный встречный ветер, вода поднималась и выходила из берегов, а это значит наводнения, беды. Вода затопляла все набережные улицы, дома. Люди передвигались только в лодках, а многие люди даже погибали, остались без жилья. Их домики сносило сильным ветром и водой. Жители нашего города много потрудились, чтобы утихомирить бурный нрав Невы. Сделали прочные гранитные берега.

Вот как описал петербургское наводнение великий, русский поэт А.С. Пушкин.

                                                     ***

Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела...

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась...

 

- Вы знаете, что наводнения случаются и в наше время, может быть, кто-то из вас сам видел наводнение? Какое это произвело впечатление на вас?

- А для тех, кто воочию сам не видел, как происходит наводнение на Неве, мы сейчас на видео воспроизведем это природное явление.

 

- Ребята, как вы думаете, если вода поднимется очень высоко во время наводнения, то чем это может грозить нашему городу и его жителям.

- Для того, чтобы этой катастрофы не случилось давно существуют и работают специальные службы, которые предсказывают и предотвращают возникновение наводнений в Санкт-Петербурге.

- Однако наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям, Городу. С весны и до осени несет река на своих плечах грузы. В это время каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. А еще река — кормилица Санкт-Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой.

                                         (Чтение стихов о Неве)

 

III. Закрепление и повторение изученного материала.

Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, работа с картами контурными.

 

IV. Подведение итогов. Окончание занятия.