Планирование воспитательно-образовательной работы
ГПД 1 «г» класс (ОВЗ) ГБОУ № 36 Василеостровского района СПб
Тема проекта: «Санкт-Петербург – город рек и каналов»
Цель проекта: познакомить и систематизировать знания детей о главных реках и каналах Санкт-Петербурга.
Форма итогового мероприятия Интегрированное занятие краеведение и экология: "Санкт-Петербург – город рек и каналов"
Дата проведения мероприятия: 18.11 по 22.11.2013 года
День недели, дата |
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействия с родителями/социальными партнерами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Понедельник 18.11 |
Познание Социализация
|
Беседа Подвижная игра «По болоту Пётр шёл». |
Оформление образовательной среды (ландшафты города, времена года,….) |
Объявление на стенде о начале недели Санкт-Петербурга |
Вторник 19.11 |
Чтение художественной литературы Познание Социализация
|
Чтение Рассматривание иллюстраций с видами реки Невы и города Загадки Считалки Разучивание песен |
Внесение альбомов, видео и фото материалов |
|
Среда 20.11 |
Художественное творчество Социализация Коммуникация
|
Дидактические игры «Узнай по описанию», Аппликация Цель: Разучивание стихотворения о реках и каналах С-Пб
|
Атрибуты для игр |
|
Четверг 21.11 |
Художественное творчество Социализация Познание Коммуникация Труд Безопасность
|
Беседа. Изготовление коллажа «Река Нева» Подвижные игры
|
|
Познакомить родителей с коллажем «Река Нева»
|
Пятница 22.11 |
Познание Социализация Чтение художественной литературы
|
Итоговое интегрированное занятие краеведение и экология: "Санкт – Петербург – город рек и каналов"
|
|
|
Интегрированное занятие краеведение и экология:
"Санкт-Петербург – город рек и каналов"
( 1 класс ОВЗ)
Цель занятия:
Привитие интереса к культуре и истории родного города.
Задачи:
· Расширить, уточнить и систематизировать знания детей о главных реках и каналах Санкт-Петербурга.
· Познакомить с природным явлением – наводнением, раскрыть причины его возникновения на берегах Невы.
· Обобщить знания детей о том , для чего людям нужны реки, и каналы, что находится на берегах городских рек, чем их украшают и укрепляют.
· Обогатить и активизировать словарь за счет слов: река, озеро, наводнение, исток, устье, русло, приток, рукав, дельта, набережная, гранитные берега .
· Воспитывать любовь к родному городу, интерес к его прошлому, желание знать больше о родном городе.
· Развивать память, мышление, устную речь детей.
· Формировать умение работать с картой, схемой.
· Оборудование: карты и схемы рек и каналов СПб, ребусы, кроссворд, контурные карты, фломастеры, фотографии и иллюстрации по теме.
Ход занятия:
I. Проверка ранее изученного материала по вопросам:
Каковы свойства воды?
Как происходит круговорот воды в природе?
Как образуются родники?
II. Знакомство с новым материалом (1 часть):
- Ребята, в каком городе нам с вами посчастливилось родиться и жить?
- А вы знаете, что каждый город имеет свое неповторимое «лицо», свой характер, свойственную только ему атмосферу и настрой.
- Как вы думаете, чем удивителен и неповторим наш с вами город - Санкт-Петербург? Почему, увидев его однажды, уже не забудешь никогда? Почему его не спутаешь ни с каким другим городом?
- Вы правы. Наш город необыкновенно, сказочно красив, необыкновенно щедр, радушен и гостеприимен, необыкновенно талантлив и богат.
- Если бы вы смогли подняться над Городом, то вы бы сразу увидели, какой он необыкновенный. Пока гуляешь по его улицам, то больше обращаешь внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаешь, что рядом плещется вода. С высоты же очень хорошо видно, что Санкт-Петербург в самом деле можно назвать городом рек и каналов: их в городе, пожалуй, не меньше, чем улиц и проспектов ( показ карты – схемы см. приложение).
- А как называется самая главная река нашего города?
- Правильно - это, конечно, Нева. Вспомните, часто наш город называют «городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят — «невские берега», «невские просторы»...
- А что означает слово Нева? Одни ученые полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - вода. Другие переводят это название по-другому: «текущая среди мхов река».
- Давайте рассмотрим реку с высоты птичьего полета (карта – схема). Как вы думаете, рассматривая Неву с такой высоты, на что она вам кажется может быть похожа?
- Действительно с высоты Нева похожа на склоненное дерево: посмотрите ее русло - будто ствол, притоки - ветки и сучки, дельта - крона.
- Перед занятием мы с вами вспомнили, как образуются родники. А куда же девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки.
- Посмотрите сколько притоков у Невы, это река Охта, Мга, Ижора, Тосна. Чем больше у реки притоков ,тем многоводнее река.
- Ребята, как вы думаете, можно Неву назвать многоводной рекой.
- Конечно, Нева – это крупная река. Ее протяженность по течению - 74 км, по прямой - 45 км.
- Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье.
- Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?
- Очень много воды в реках весной. Почему?
- Как называется это явление природы?
- Кроме рек вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек? Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки.
- Давайте рассмотрим карту – схему и найдем Ладожское озеро. В него впадает много рек, а вытекает только одна – Нева, которая в свою очередь несет свои воды в Балтийское море.
(По мере объяснения, дети на контурных картах отмечают вместе с воспитателем новые понятия)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
- Но почему столько названий у главной реки: Большая и Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка! Чем отличается приток от протоки? Река от канала? Ответить на эти вопросы поможет карта-схема. Проследите, как распадается русло Невы: сначала уходит первый рукав — Невка, которая растекается на Большую, Среднюю и Малую. А «главная» Нева, продолжая свой бег, разделяется на Большую Неву и Малую Неву, которые омывают остров. Все эти рукава образуют дельту Невы. А теперь проследите, чем отличается протока от притока. Фонтанка — протока — вытекает из Невы и снова в нее впадает. Невская вода как бы протекает по протоке. Охта — приток — имеет начало (исток) далеко за пределами Города, а потом впадает в Неву. Охта — одна из самых длинных рек Санкт-Петербурга. Фонтанка получила свое имя потому, что через нее шли трубы к фонтанам Летнего сада. Мойка раньше называлась Муйя-Мья — мутная.
- Пожалуй, ни в одном городе нет столько каналов, сколько в нашем. А отличаются они от рек тем, что созданы руками людей. Обводный канал «обводит» Город. Суда проходили по этому каналу, минуя центр Санкт-Петербурга. А еще существовала когда-то в Городе река Кривуша, русло которой петляло, изгибалось... Она брала свое начало в болотах. Люди спрямили и углубили часть русла реки, построили канал, соединивший Кривушу с Мойкой. И стали называть речку Екатерининским каналом в честь царицы Екатерины. А сейчас канал носит имя поэта А. Грибоедова.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем немного – будем разгадывать ребусы. (см. приложение)
Знакомство с новым материалом (2 часть): рассматриваем иллюстрации, фотографии Невы, чтение стихотворений.
- Да, наша Нева — удивительная красавица! Ранним утром в лучах восходящего солнца розовеют ее воды, легкий туман парит над рекой... Днем быстрая рябь свинцовых волн разбивается о гранитные берега. В сумерках Нева пепельно-серая, загадочная.
Теплоходные прогулки по Неве — старинная городская традиция (обычай, передающийся от одного поколения к другому). Плещется за бортом вода, обдувает пассажиров свежий невский ветер, открывается перед их глазами прекрасная панорама:
***
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся,
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами...
А. С. Пушкин
- Вы когда-нибудь бывали на теплоходной прогулке по Неве?
- Перечислите, что еще можно увидеть на Неве и на ее берегах.
-Для чего сделаны эти гранитные скамейки на набережных?
-Да, здесь могут отдохнуть пешеходы, полюбоваться красавицей Невой. Чем еще украшены берега Невы? Что это за здания?/нарядные дворцы/
-Да, здесь раньше строили свои дома богатые, состоятельные люди цари, вельможи, помещики и богачи.
- Ребята, а ещё чем отличаются берега Невы от берегов лесных речушек, от деревенских речек?
- Нева "одета" в гранит, так говорят о нашей Неве.
- Дети, а ведь не всегда у Невы были такие красивые берега. Когда-то эти берега были низкие, песчаные и даже болотистые. Весной, когда с Финского залива дул сильный встречный ветер, вода поднималась и выходила из берегов, а это значит наводнения, беды. Вода затопляла все набережные улицы, дома. Люди передвигались только в лодках, а многие люди даже погибали, остались без жилья. Их домики сносило сильным ветром и водой. Жители нашего города много потрудились, чтобы утихомирить бурный нрав Невы. Сделали прочные гранитные берега.
Вот как описал петербургское наводнение великий, русский поэт А.С. Пушкин.
***
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела...
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась...
- Вы знаете, что наводнения случаются и в наше время, может быть, кто-то из вас сам видел наводнение? Какое это произвело впечатление на вас?
- А для тех, кто воочию сам не видел, как происходит наводнение на Неве, мы сейчас на видео воспроизведем это природное явление.
- Ребята, как вы думаете, если вода поднимется очень высоко во время наводнения, то чем это может грозить нашему городу и его жителям.
- Для того, чтобы этой катастрофы не случилось давно существуют и работают специальные службы, которые предсказывают и предотвращают возникновение наводнений в Санкт-Петербурге.
- Однако наводнения бывают редко, а большую часть года у Невы уравновешенный и спокойный «характер». И тогда она приносит огромную пользу людям, Городу. С весны и до осени несет река на своих плечах грузы. В это время каждую ночь разводят на Неве мосты, и тянутся по невским водам тяжело груженые суда: вверх по Неве к истоку, а затем в Ладожское озеро и дальше по рекам в центр России. А еще река — кормилица Санкт-Петербурга. Нева «поит» заводы и фабрики, одаривает горожан рыбой.
(Чтение стихов о Неве)
III. Закрепление и повторение изученного материала.
Разгадывание кроссворда, ответы на вопросы, работа с картами контурными.
IV. Подведение итогов. Окончание занятия.