Одним из нетрадиционных путей решения на уроках начальной школы задач нравственно-правового воспитания является включение в некоторые уроки психологических упражнений (практикумов) в целях формирования у ребенка терпимости по отношению к товарищам, доброжелательности, уважения к праву каждого быть непохожим на других, быть индивидуальностью.

Как правило, такие упражнения должны занимать не более 5—7 минут.

Прямым результатом психологических упражнений на уроках должно быть повышение работоспособности учащихся в результате изменения формы деятельности и ослабления, на время упражнений, нагрузки на память и интеллект. Дело в том, что предлагаемые упражнения не требуют от учащихся напряженной мыслительной деятельности, а затрагивают в первую очередь эмоциональную сферу. В то же время прогнозируемым дальним -результатом психологических упражнений, в случае их неоднократного проведения, должно быть изменение в миро-ощущении школьников — появление таких компонентов, как представление о многообразии свойств человека, о своем сходстве с другими людьми и отличии от них, понимание естественности различий между людьми и многоликости человеческого сообщества.

Перечисленные компоненты мироощущения должны оказать влияние и на отношение школьника к окружающим его людям, характерными чертами которого должны стать терпимость и доброжелательность.

Остановимся на некоторых из возможных упражнений.

Упражнение «доброе слово».

Общение осуществляется в парах сменного состава. Учитель предлагает детям шепотом сказать друг другу что-то доброе, затем происходит смена пар (в зависимости от количества времени, происходит одна или две смены).

Варианты предложений:

Мне нравится в тебе...

Мне нравится, что ты...

Я одобряю тебя зато...

Я желаю тебе...

Меня радует, что ты...

Одно и то же задание может повторяться несколько раз, но с обязательной сменой пар.

Упражнение приучает детей видеть в людях доброе, хорошее, способствует доброжелательному отношению друг к другу.

Упражнение «круг общения».

Сначала дети делятся на небольшие группы по четыре человека (объединяются сидящие на двух соседних партах) и шепотом по цепочке рассказывают друг другу о себе, продолжая фразу, произнесенную учителем или записанную на доске:

Мне нравится заниматься...

Моя любимая книга...

Я люблю играть в...

Я радуюсь, когда...

Я чувствую себя печальным, когда...

Мне нравится бывать в...

Я хотел бы стать...

(Упражнение включает лишь одну из указанных фраз). Затем, по предложению учителя, дети I2-х групп произносят свои фразы вслух.

Несмотря на простоту данного упражнения, при его система­тическом повторении дети больше узнают друг о друге, становятся откровеннее и общительнее. Упражнение способствует осознанию детьми естественности различий между людьми.

Упражнение «добрые советы».

Также, как и в предыдущем варианте, работа ведется в парах сменного состава.

Учащимся предлагается дать добрый совет другому: Что-либо интересное посмотреть, узнать, прочитать... Что-то улучшить в себе (характер, поведение)... Сделать что-то хорошее для других...

При этом учитель предупреждает, что совет должен быть тактичным, ни в коем случае не обижать собеседника.

Упражнение способствует доброжелательному отношению детей друг к другу, терпимости в тех случаях, когда какие-то черты характера или поведения в других людях их не устраивают.

После проведения ряда упражнений учитель может предложить школьникам написать на отдельных листках:

Мне нравится в моих товарищах... *   Я желаю моим товарищам...

Я советую друзьям...

При этом имена тех, к кому были обращены добрые слова, пожелания, советы, могут не указываться.

Содержание эти:: листков может быть сообщено классу как в устной, так и в письменной форме (классная газета, альбом — в этом случае тексты сопровождаются иллюстрациями и надолго запоминаются детям). Возможен и более простой вариант — полученные листочки прикрепляются на доску либо на длинный лист бумаги (в виде свитка).

Как участвовать в общей беседе, вести спор?

 

1.     Внимательно слушай вопрос, поставленный учителем для обсуждения.

2.  Не спеши ответить обязательно первым, но и не расслабляйся, считая, что вопрос не для тебя.

3.  Мысленно повтори вопрос и реши, понятен ли тебе его смысл.

4.     Если что-то непонятно, определи, что вызывает у тебя трудности, и попроси у учителя уточнить вопрос.

5.     Если не удается определить сразу свою позицию, послушай ответы одноклассников.

6.     Обязательно прими участие в общей беседе, поиск истины — дело общее. Старайся сказать то, что еще не сказано.

7.     Если ты не согласен с точкой зрения кого-либо из участников обсуждения, скажи об этом, но спокойно и уважительно.

8.     Помни, что расхождение в точках зрения — не основание для неприязни.

9.     Постарайся выслушать и понять, почему кто-то думает иначе, чем ты. А может быть, он прав? Если «да», признай это. Это не унизит тебя, а наоборот, покажет, что ты честный и прямой человек.

10.       Если ты уверен в своей правоте, не сдавайся, даже если ты в меньшинстве, иначе ты потеряешь уважение к себе. Большинство тоже может ошибаться.

11.       Доказывай свою правоту не криком и обидными высказы­ваниями в адрес «противников», а подбирая убедительные доводы, примеры и факты.

12.       Даже если доказать свою правоту не удастся, не расстра­ивайся, жизнь на этом не закончилась, пройдет время, и, может быть, ребята поймут, что ты был прав.