1.Вступление.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.
Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.
Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
Работая по «Русской азбуке» и «Прописям», первоклассники
§ наблюдают за написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш;
§ запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.
В каждом из последующих классов количество словарных слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
Традиционно словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. Но методика, которая ориентирует учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые учениками.
Для повышения эффективности усвоения словарных слов необходимо изменить характер запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
u понимания учеником значения изучаемого слова,
u сущности и характера содержащейся в ней трудности,
u установления связи данного слова с ранее изученными словами,
u использование различных приёмов запоминания,
u активного включения словарных слов в речевую практику ребёнка.
2.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например:
Картина – слово образовалось от итальянского «карта» – бумага изукрашенная.
Малина – образовано от слова «малый». Действительно ягода состоит из маленьких частей.
Тетрадь – от греческого «тетра», что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги. «Тетра» - четвёртая часть листа.
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание. Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом.
3.
В ряде случаев, когда не может помочь этимологическая справка, запоминанию правильного написания способствует и привлечение мнемонических приёмов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые, вызывая определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Петуха назвали «Петя»,
Петь он будет на рассвете.
Лиса – лисица, посмотри,
Очень любит букву «и».
Также вниманию детей можно предложить рисунки такого типа: яг да, ябл ко.
4.
Для того, чтобы словарная работа была более успешной, важно правильно её спланировать.
Целесообразно слова, предназначенные для усвоения, распределить по дням недели и организовать их систематическое повторение. Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. И так:
1-ый день. Знакомство со словом.
1.Предъявление слова.
Можно предложить ряд приёмов:
u карточка – картинка с изображением предмета;
u чтение загадки. Отгадка – словарное слово.
u изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске или воспринятого на слух.
2.Звуко-буквенный анализ слова с целью выделения орфограммы.
3.Орфографическое проговаривание.
4.Запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
5.Сообщение этимологической справки.
6.Подбор однокоренных слов.
7.Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.
8.Знакомство с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов.
На этом этапе можно использовать карточки типа: «Огурец», «Капуста», «Морковь».
Напечатанное слово вставляется в кармашек подвижного словарика «Домик совы» или «Витрина словарных слов».
2-ой день. Письмо с комментированием.
3 -ий день. Списать с доски с пропущенными безударными гласными.
Проверить правильность написания слова можно используя орфографические «часики».
4 -ый день. Письмо под диктовку.
5 -ый день. Работа с перфокартами.
Из опыта моей работы:
u перфокарты с «окошком»
u перфокарты с прозрачной плёнкой. Буквы записываются фломастером и после проверки легко стираются.
u предметные перфокарты.
u картинные перфокарты: Кто это? Что это?
5.
Слова с непроверяемыми орфограммами для лучшего усвоения их правописания следует распределять и изучать либо по темам, либо по графическому сходству. Сгруппированные по тому или иному признаку слова, полезно повторять в таком же сочетании неоднократно.
O Можно предложить следующие темы: «Школа», «Посуда», «Птицы», «Овощи» , «Транспорт», «Профессии людей» и т.д.
O Группировка слов по графическому сходству. Например, слова, сходные начальной гласной: на «о» - орехи, осина, огурец, однажды.
Слова на –оро- ( ворона, сорока), -оло- (молоко, молоток, солома), -ара- (барабан, карандаш).
6.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Как известно, прочное усвоение написания словарных слов достигается путём частого употребления
в различных заданиях и упражнениях. К числу словарно – орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов. Это могут быть простые и творческие по форме работы; слуховые и зрительные по виду восприятия.
7.
Одним из приёмов обучения письму непроверяемых слов являются занимательные формы работы:
u включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
u отгадывание загадок;
u составление стихов, загадок со словарными словами;
u проведение викторин, конкурсов.
С этой целью можно использовать игры, собранные в книге Волиной «Весёлая грамматика».
8.
Приведу примеры некоторых видов и форм работы со словами из словаря, которые я провожу на своих уроках русского языка. Ряд упражнений способствует осознанному усвоению значений трудных слов и правильному их использованию в речевой практике. Есть упражнения, которые позволяют наблюдать над многозначностью слов, прямым и переносным значением слов:
u Сапоги, ботинки – это обувь, а …., …. – это одежда.
u Кого так называют: библиотекарь, телефонист.
u Выборочный диктант: Весело сияет месяц за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
u Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:
жареный - …
школьный - …
солёный - ….
u Составь предложение, где можно употребить выражение «медведь на ухо наступил».
u Дан ряд слов. Записать слова в два столбика: в первый словарные слова, во второй слова с проверяемыми безударными гласными.
u Дописать предложения:
Весело чирикал ….
На грядке растут …, …., … .
u Составить рассказ по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток.
u Подобрать синоним :
Школьник - … (ученик)
Прощай - … ( до свидания )
Отечество -… (Родина)
u Игра «Кто больше?». Вспомни и запиши слова с удвоенными согласными: кк, сс.
9. Заключение.
Приведённые упражнения помогают разнообразить работу на уроке, учащиеся не только усваивают написание слов, но и заметно пополняют свой лексический запас слов.
Каждый учитель знает, чем больше слов усвоит ученик, тем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания по всем предметам.
Итак, очевидно, что успех словарно – орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
v Запоминание слов должно быть осмысленным. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность является этимологический анализ.
v Изучение слов должно быть правильно спланировано: по дням недели, по темам или по графическому сходству.
v Применять тренировочные упражнения.
v Необходимы систематичность и постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.