1.Вступление.

          В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.

         Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.

Работая по «Русской азбуке» и «Прописям»,  первоклассники

§  наблюдают за написанием таких слов, как воробей, ворона, сорока, пенал, карандаш;

§   запоминают правописание слов Москва, учитель, ученик, собака, корова.

В каждом из последующих классов количество словарных слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

         Традиционно словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. Но методика, которая ориентирует учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает  достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые учениками.

            Для повышения эффективности усвоения словарных слов необходимо изменить характер запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:

u  понимания учеником значения изучаемого слова,

u  сущности и характера содержащейся в ней трудности,

u  установления связи данного слова с ранее изученными словами,

u  использование различных приёмов запоминания,

u  активного включения словарных слов в речевую практику ребёнка.

 

2.

           Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Например:

Картина – слово образовалось от итальянского «карта» – бумага изукрашенная.

Малина – образовано от слова «малый». Действительно ягода состоит из маленьких частей.

Тетрадь – от греческого «тетра», что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.  «Тетра» - четвёртая часть листа.

 

         Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Поэтому целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание. Этимологическую справку  следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом.

 

3.

 В ряде случаев, когда не может помочь этимологическая справка, запоминанию правильного написания способствует и привлечение  мнемонических  приёмов. К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые, вызывая определённые ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

                                 Петуха назвали «Петя»,

                                 Петь он будет на рассвете.

 

                                 Лиса – лисица, посмотри,

                                 Очень любит букву «и».

Также вниманию детей можно предложить рисунки такого типа:  яг      да,       ябл     ко.

 

 

4.

            Для того, чтобы словарная работа была более успешной, важно правильно её спланировать.

Целесообразно слова, предназначенные для усвоения, распределить по дням недели и организовать их систематическое повторение. Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причём прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч»  учащихся с трудными орфограммами. И так:

1-ый  день. Знакомство со словом.

                 1.Предъявление слова.

Можно предложить ряд приёмов:

u  карточка – картинка с изображением предмета;

u  чтение загадки. Отгадка – словарное слово.

u  изучаемое слово выделяется из текста, написанного на доске или воспринятого на слух.

 2.Звуко-буквенный анализ слова с целью выделения орфограммы.

                3.Орфографическое проговаривание.

                4.Запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

                5.Сообщение этимологической справки.

                6.Подбор однокоренных слов.

                7.Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.

                8.Знакомство с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов.

На этом этапе можно использовать карточки типа: «Огурец», «Капуста», «Морковь».

Напечатанное слово вставляется в кармашек подвижного словарика «Домик совы» или «Витрина словарных слов».

 

2-ой  день.  Письмо с комментированием.

3 -ий  день.  Списать с доски с пропущенными безударными гласными.

Проверить правильность написания слова можно используя орфографические «часики».

4 -ый  день.  Письмо под  диктовку.

5 -ый  день.  Работа с перфокартами.

Из опыта моей работы:

u  перфокарты с «окошком»

u  перфокарты с прозрачной плёнкой. Буквы записываются фломастером и после проверки легко стираются.

u  предметные перфокарты.

u  картинные перфокарты:  Кто это? Что это?

 

 

5.

Слова с непроверяемыми орфограммами для лучшего усвоения их правописания следует распределять и изучать либо по темам, либо по графическому сходству. Сгруппированные по тому или иному признаку слова, полезно повторять в таком же сочетании неоднократно.

O  Можно предложить следующие темы:  «Школа», «Посуда», «Птицы», «Овощи» , «Транспорт», «Профессии людей» и т.д.

O  Группировка слов по графическому сходству. Например, слова, сходные начальной гласной: на «о» - орехи, осина, огурец, однажды.

Слова на –оро- ( ворона, сорока), -оло- (молоко, молоток, солома), -ара- (барабан, карандаш).

 

 

6.

 Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке. Как известно, прочное усвоение написания словарных слов достигается путём частого употребления

в различных заданиях и упражнениях. К числу словарно – орфографических упражнений можно отнести различные виды диктантов. Это могут быть простые и творческие по форме работы; слуховые и зрительные по виду восприятия.

 

 

7.

Одним из приёмов обучения письму непроверяемых слов являются занимательные формы работы:

u  включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;

u  отгадывание загадок;

u  составление стихов, загадок со словарными словами;

u  проведение викторин, конкурсов.

С этой целью можно использовать игры, собранные в книге Волиной «Весёлая грамматика».

 

8.

Приведу  примеры некоторых видов и форм работы со  словами из словаря, которые я провожу на своих уроках русского языка. Ряд упражнений способствует осознанному усвоению значений трудных слов и правильному их использованию  в речевой практике. Есть упражнения, которые позволяют наблюдать над многозначностью слов, прямым и переносным значением слов:

u  Сапоги, ботинки – это обувь, а ….,  …. – это одежда.

u  Кого так называют: библиотекарь, телефонист.

u  Выборочный диктант:  Весело сияет месяц  за окном. Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.

u  Подбери подходящие по смыслу слова из словаря:

                           жареный - …

                           школьный - …

                           солёный - ….

u  Составь предложение, где можно употребить выражение «медведь на ухо наступил».

u  Дан ряд слов.  Записать слова в два столбика: в первый словарные слова, во второй слова с проверяемыми безударными гласными.

u  Дописать предложения:

                              Весело чирикал ….

                              На грядке растут  …, …., … .

u  Составить рассказ по опорным словам: зима, мороз, коньки, каток.

u  Подобрать синоним :

            Школьник - … (ученик)

            Прощай - …  ( до свидания )

            Отечество -…  (Родина)

u  Игра «Кто больше?». Вспомни и запиши слова с удвоенными согласными:   кк,  сс.

9. Заключение.

           Приведённые упражнения помогают разнообразить работу на уроке, учащиеся не только усваивают написание слов, но и заметно пополняют  свой лексический  запас слов.

Каждый учитель знает,  чем больше слов усвоит ученик, тем богаче станет его речь, тем легче ему будет учиться, тем глубже и прочнее будут его знания по всем предметам.

 

Итак, очевидно, что успех словарно – орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:

v  Запоминание слов должно быть осмысленным. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность является этимологический анализ.

v  Изучение слов должно быть правильно спланировано: по дням недели, по темам или по графическому сходству.

v  Применять тренировочные упражнения.

v  Необходимы систематичность и постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.